Церковь во имя святителя Николая Мирликийского села Руднево, что на старой Коломенской дороге
Дёмин А.В., Якубени В.И.(«Сельская церковь»),Мельникова С.А.(«Сельская церковь»),Силохина Е.
Село Руднево Тульской области Ленинского района находится в 25 километрах от города Тулы. Год основания села не известен. В настоящее время в Руднево проживает немного людей, в основном пенсионеры. Основной вид деятельности земледелие и животноводство. На окраине села, в стороне от центральной улицы, находится разрушенная церковь во имя святителя Николая Мирликийского. Рядом с церковью ранее размещались каскадные пруды, в настоящее время частично спущенные.
Территория за прудами была занята помещичьей усадьбой, построек которой не сохранилось, а сама она занята рощей, в которой не просматриваются остатки усадебного парка.
На юго-западной границе этой рощи высится холм, заросший деревьями, в котором по преданию, рассказываемом местными жителями, размещался грот (пещера) с несколькими входами, куда они лазили мальчишками. Сейчас эти входы завалены землёй и не просматриваются.
Церковь является самой старой постройкой села и поначалу, несомненно, возникла как усадебная постройка.
Свою летопись Никольская церковь начинает предположительно с начала XVIII века, хотя в немногих источниках (П.И.Малицкий. Приходы и церкви Тульской епархии. 1895) указана дата – 1755 год.
Первоначальная часть представляла собой центрический восьмилепестковый в плане объем (октоконх),увенчанный шестнадцатигранной ротондой. Этот высокий объём хорошо просматривался в окрестностях, изобилующих оврагами, холмами и пригорками.
Почти сразу (через несколько лет) с северной стороны церкви был возведён небольшой зимний предел с крохотным алтарём. Размеры основного помещения придела настолько малы, что несомненно, подтверждает – первоначально церковь рассматривалась не как приходская,а как усадебная. Даже сейчас, когда число жителей сократилось в несколько раз,разместить их на службу в этом пределе было бы проблематичным.
Специалисты отмечают весьма редкую для провинции архитектуру Никольской церкви. Помимо центричного восьмилепесткового объёма обращает на себя внимание до сих пор хорошо сохранившееся изысканное лепное убранство. Центрическое пространство декорировано пилястрами с роскошными цветочными капителями, арками, карнизами и т.д. Снаружи удивляет оригинальность ордерных деталей из белого камня - профилей, капителей, роскошных карнизов. Вместо вырезанных растительных капителей здесь оригинальные многослойные профили.
Церковь принадлежит к группе построенных на рубеже XVII-XVIII веков в вотчинах родовитой знати центрических церквей (в этом случае - октоконх с восемью лепестками), сочетающих в своем облике черты пышного нарышкинского стиля (т.н. московского барокко) с европейскими композиционными схемами и классическим ордером.
Самым близким ее аналогом, а возможно, и конкретным прообразом, является Знаменская церковь в подмосковном селе Перове (ныне в черте Москвы), возведенная в 1699-1708 (или в 1690-1705) годах по заказу князя Петра Алексеевича Голицына, имеющая подобную объёмно-пространственную структуру. Эта форма полюбилась зодчим конца XVII – начала XVIII вв., когда церкви этого типа получили распространение в средней полосе России.
Однако, первая постройка в России, имеющая данную композицию, появилась значительно раньше. Это церковь Петра Митрополита, возведённая в Московском Высоко-Петровском монастыре в 1514-17 гг. известным зодчим Алевизом Фрязиным (Новым). Настоящее имя этого зодчего Алозио Ламберти да Монтаньяно.
Конструктивной особенностью этого типа храма является опирание венчающего барабана или восьмигранника на основание, состоящее из восьми полукруглых абсид, перекрытых конхами.
В Руднево,венчающая здание объёмная ротонда имеет форму шестнадцатигранника, что является уникальным и не встречается в других постройках.
В середине XVIII века была выстроена 3-ярусная колокольня в стиле барроко, объединившаяся с церковью небольшой папертью. В XIX веке церковь была превращена в приходскую, что привело к строительству двух обширных приделов с южной и северной сторон колокольни. В итоге в церкви помимо главного Никольского престола возникло три придела – Иоанна Златоуста, Сергия Радонежского и Всех Святых.
В приход села Руднево входили также деревни Елькино, Ершово, Сине-Тулица. К приходу села был приписан приход села Кишкино. Число прихожан к 1915 году достигло 936 человек.
В XVIII веке село принадлежало помещикам Игнатьевым. На средства одного из них, полковника Ивана Степановича (Стефановича) Игнатьева, предположительно, и была построена данная церковь. Хотя некоторые специалисты утверждают, что Игнатьев значится заказчиком колокольни, северного придела и трапезной, которые были пристроены к основной, восьмилепестковой, части церкви в 1755 году.
В церкви находилась замечательная по древности и живописи икона Умиления Божией Матери. По достоверному преданию эта икона была дана папой римским И.С.Игнатьеву, бывшему русским послом в Италии. Также в церковь доктором Бурцевым была передана икона Влмч. Пантелеимона, пожертвованная ему Великою Княгинею Александрой Петровной.
Иван Степанович Игнатьев владел также усадьбой Исаково в соседнем Венёвском уезде. В Исакове по его заказу были построены Знаменская церковь и главный усадебный дом в стиле барокко, сохранившиеся до наших дней. По официальной версии, Знаменская церковь построена в середине XVIII веке. Однако, в книге "Приходы и церкви Тульской епархии" (Малицкий П.И., 1895) утверждается, что храм возведен в начале XVIII века.
В 1858 году священник Знаменской церкви Максим Мещерский сообщал следующие предание: "У бывшего села Исакова помещика господина Игнатьева была очень больна дочь, которую много времени пользовали медики, и видя неизлечимую болезнь, наконец отказались лечить ее. После сего господин Игнатьев был убит этим печальным обстоятельством, дал Богу обет: что если, Бог продлит жизнь его очень больной дочери, то он воздвиг бы Храм в сем селе на место тогда Бывшего деревянного здания во имя Святого Николя Чудотворца, другой каменного здания во имя Знамения Божией Матери. По прошествии некоторого времени после сего обета, действительно, означенная больная дочь его выздоровела, а он вследствие как своего обета, так и чудесного исцеления от болезни своей дочери и выстроил ныне существующий Храм, каменного здания во имя Знамения Божией Матери."
После смерти Ивана Степановича Игнатьева в 1770 году село Руднево передавалось по наследству по женской линии.Среди владельцев его дочь Прасковья Ивановна, которая была замужем за Василия Владимировича Давыдова, внучки Маргарита Васильевна, бывшей замужем за каширским помещиком генерал-майором Артемием Ивановичем Раевским, а после его смерти - замужем за отставного поручика лейб-гвардии Сапёрного батальона Никиту Степановича и Екатерина Васильевна - замужем за Казанским и Кавказским губернатором генералом Степаном Степановичем Стрекаловым. С середины XIX века село принадлежало Степану Степановичу Стрекалову и его жене Александре Николаевне (возможно второй, после смерти Екатерины Васильевны в 1823 году).При них в селе была устроена школа, больница для крестьян, ремесленная школа для девочек, приют для малолетних и грудных детей на время страды. В школе использовались передовые методики обучения детей.
По данным «Общества изучения русских усадеб» перед революцией в Руднево была усадьба князей Оболенских, чья усыпальница находилась с южной стороны храма. Об этом говорят и местные жители, но пока данный вопрос остаётся спорным, так как в архивах подтверждения этому на сегодня не найдено.
Согласно декрету СНК РСФСР от 23.01.1918 г.: Об отделении церкви от государства и школы от церкви Никольская церковь была лишена прав юридического лица. Сведения о закрытии не установлены.
В суровый 1941 год, когда в Руднево находились немецко-фашистские войска, Никольская церковь испытала очередное надругательство и осквернение. На её территории гитлеровцами совершалась казнь русских воинов.
В последующие советские времена церковь использовали, как помещение для скота и под склады различного пользования. В настоящее время церковь находится в плачевном состоянии. За последние 20 лет, когда восстанавливаются разрушенные храмы и строятся новые, дорога к этой церкви так и не была возрождена: так и стоит она на окраине села, утопая в буйной дикой растительности, а немногие еле угадываемые лики святых с каким-то мудрым спокойствием взирают на редких её посетителей…
"Древние церкви - это история России, культура России, душа России. В них молились наши предки; они построены их руками и стоят на их молитвах. Если мы останемся без души, то и жить будет незачем: у кого нет прошлого, у того нет и будущего. Тот, кто может помочь их восстановить - действительно спасает не только их, но и самого себя. И Россию." (Борис Гребенщиков и группы "Аквариум").
Следует отметить, что с каждым годом разрушения Никольской церкви всё более невозвратные, именно поэтому реагировать нужно немедленно! Мы должны сохранить и возродить эту церковь вновь!
Имена архиереев, священно- и церковнослужителей, учителей школы села Руднево:
- АНДРЕЕВ Аврамий, иерей (1782)
- ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ Михаил Петров, священник (1818–1829)
- ИЛЬИН Иван, священник (ранее 1829)
- ИГНАТЬЕВ Василий Андреев, священник (1915)
- БОГДАНОВ Иван Иосифов, священник (1901–1916)
- АВРАМИЕВ Василий, пономарь (1782)
- АВРАМИЕВ Алексей, церковник (1782)
- ЧЕРНИГОВСКИЙ Афанасий Никитин, пономарь (1808–1829)
- СИМЕОНОВ Леонтий, дьячок (ранее 1823)
- РУДНЕВ Алексей Леонтьев, дьячок (1823–1829)
- РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Сергий Романович, законоучитель (1894–1899)
- ПРОХОРОВ Феодор Афанасьев, псаломщик, учитель пения, регент (до 1912)
- ЛЕОНАРДОВ Петр Александров, псаломщик (ранее 1915)
- ЛЕОНАРДОВ Михаил Петров, псаломщик (1915)
- АВРААМОВ Семен Михайлов, псаломщик (1914), учитель пения и регент местного церковного хора (1914–1915)
- МАСЛОВ Евтроний Иванов, церковный староста (1915)
- МОСКОВСКИЙ Иван Петрович, из крестьян, церковный староста (1906–1915)
- УСПЕНСКИЙ Константин, воспитанник ТДС, определен (1916)
- СОКОЛОВА Зинаида Михайловна, дочь священника, учительница (1905–1915)
- ЩЕДРИНА Евгения Ивановна, дочь псаломщика, учительница (1904–1915)
- ФИЛАРЕТОВА Агрипина Алексеевна, дочь чиновника, учительница школы питомцев МИВ дома (1913–1915)